Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Святость: реальность и мифы

14.12.2017, 7:04      Новости Усть-Лабинска
КТО ТАКИЕ СВЯТЫЕ? Люди приходят к Богу разными путями. Но чаще всего – через скорби или болезни, которые становятся причиной того, что человек, претерпевая боль и страдания, стал горячо взывать к Вседержителю в своих первых искренних молитвах. Зачастую человек, еще толком не имея опыта молитвы и не будучи уверенным, что Бог его слышит, пробует обратиться за помощью к тем, кто ближе и доступнее его пониманию – святым угодникам. И это объяснимо – ведь нынешний святой когда-то был таким же человеком, как я, ходил по этой же земле, дышал этим же воздухом. Разве он не сможет понять меня? Все верно: многие святые, будучи на земле, претерпевали борьбу с различными страстями и напастями. И вполне очевидно, что они глубоко сочувствуют всем тем, кто терпит похожие скорби или страдания, а значит, с особенным усердием возносят свои святые молитвы к Богу за тех, кто обращается к ним за помощью. Конечно, прибегать к помощи святых – естественно для верующего человека. Несколько удручает другое: в современной реальности сложилась очень нехорошая тенденция – когда к святым обращаются не только с реально тяжелой скорбью, а просто с просьбами о каких-то выгодах для себя.Кому-то хочется успешно выйти замуж, кому-то квартиру надо продать, кому-то еще чего-то. Вот поедем, постоим в очереди к мощам Матронушки (и так далее), попросим исполнить какое-то сокровенное наше желание. Она ведь всем помогает. Стоп, стоп! Братья и сестры, нельзя так заблуждаться! Это ведь не монетку на исполнение желания в фонтан бросить. Откуда у нас такое потребительское отношение к святому угоднику Божьему?! Откуда такая кощунственная ассоциация его с какой-то «золотой рыбкой»?! КТО ЖЕ ОНИ? Нас не интересует личность святого? Был такой, как я, как другие люди, но ведь далеко не каждого человека по смерти канонизируют. Почему же именно он стал святым? И какое отношение все это имеет непосредственно ко мне?Святой – прежде всего, тот человек, который в полной мере стяжал благодать Святого Духа посредством принятия Крещения и реализации Евангелия в своей жизни. В полной мере свят только Бог, люди же могут называться святыми лишь в той степени, в какой они соединены со Христом. «В высшем смысле это тот, в ком, как говорят Священное Писание и Предание, «изобразился» Бог», – поясняет священник Константин Пархоменко. Другими словами, человек, исполнивший и достигший подобия Божия, может называться святым. Как же можно стать святым? Что для этого нужно? ЧИНЫ СВЯТОСТИ Существует несколько способов достичь святости. Православная Церковь выделяет несколько чинов или «ликов» святости, то есть путей, по которым может пройти любой христианин для стяжания полноты Святого Духа. Первый рассматриваемый нами лик святости – апостолы. Так называют ближайших учеников Господа нашего Иисуса Христа, знавших Его лично (их 12) и более широкий круг учеников в количестве 70 человек, распространивших евангельскую веру по всей земле (апостолы Петр, Павел, Лука, Марк, Иоанн и т. д.). Равноапостольные – лица, прославившиеся проповедью Евангелия и обращением народов в христианство (равноапостольные Кирилл и Мефодий, Николай Японский). Также пророки – лица, упомянутые в Библии, возвещавшие народу волю Бога и проповедовавшие на территории древних Израиля и Иудеи. Почитают 18 ветхозаветных пророков и одного новозаветного – Иоанна Крестителя, который является последним святым, почитаемым в данном лике святости (Моисей, Илия, Иеремия, Исаия). Далее можно отметить бессребреников – христиан, прославившихся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. Зачастую к ним относят святых, обладавших даром врачевания и не бравших платы за свой труд (Косма, Дамиан, Кирр). Существуют святые, называющиеся благоверными – так называют монархов и удельных князей, прославившихся своей благочестивой жизнью, а также в делах по укреплению Церкви и веры (Димитрий Донской, Олег Брянский). Блаженные и юродивые – наслаждающиеся созерцанием Бога и общением с Ним. Зачастую юродивые своим поведением изображали сумасшедших, чтобы прикрыть свои благодатные Божьи дары (Ксения Петербуржская, Матрона Московская). Преподобные – монашествующие, почитаемые за подвижническую жизнь (Сергий Радонежский, Нил Сорский). Мученики – люди, принявшие насильственную смерть за свою веру. Также выделяют великомучеников, перенесших особо тяжкие страдания и жестокую смерть (Пантелеимон, Георгий Победоносец); священномучеников – погибших за Христа священнослужителей; преподобномучеников – погибших за Христа монахов. Существуют также исповедники – лица, открыто исповедовавшие свою веру во время гонений на христиан. В отличие от мучеников, исповедниками называют тех, кто после перенесенных мучений оставался в живых (Лука Крымский). Также среди этого лика выделяют священноисповедников и преподобноисповедников – перенесших гонения и страдания и оставшихся в живых священников и монахов соответственно. Страстотерпцы – лица, принявшие мученическую кончину не за веру, возможно даже от единоверцев (в силу злобы, коварства, заговора). Почитается особый характер их подвига – беззлобие и непротивление врагам (царская семья, князья Борис и Глеб). Праведные – миряне и священнослужители, почитаемые за праведную жизнь (Иоанн Кронштадтский). Ветхозаветные патриархи, почитаемые как образцы благочестия. Родители и супруг Богородицы также относятся к праотцам, но именуются Богоотцами (к богоотцам относят и царя Давида). Святители – архиереи, прославившиеся праведной жизнью и пастырской деятельностью (Николай Чудотворец, Иоанн Златоуст, Филарет Московский). ЗАСТУПНИЧЕСТВО УГОДНИКОВ БОЖИИХ, ИХ РОЛЬ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ ДУШИ Христианин не обязательно должен соответствовать кому-то одному лику святости. Он должен просто жить согласно учению Христа, содержащемуся в Новом Завете и учении Церкви. Если человек проживет свою жизнь праведно и непостыдно, если окружающие его люди после смерти этого подвижника смогут оставить о нем добрую память в поколениях, и последующие поколения получат после обращения к этому человеку особую помощь, то мы можем спустя несколько десятилетий такого праведника причислить к лику святых. Важно отметить, что не люди делают такого человека святым. Церковь земная лишь подтверждает то, что уже произошло в Церкви Небесной – в Царстве Божьем, а именно прославление праведника Господом. «Как ни странным может показаться, но это истинно, что мы приходим в сей мир не для того, чтобы наслаждаться им, а чтобы спастись от него. Подобно, как люди идут на войну не для того, чтобы наслаждаться войной, а чтобы спастись от войны! Люди идут на войну ради чего-то большего, чем война; мы приходим в эту жизнь ради чего-то большего, чем эта жизнь. Мы приходим в эту жизнь ради жизни вечной. Истинные христиане никогда не воспринимали эту жизнь иначе, как воинскую службу. Каждый, кто несет воинскую повинность, должен отслужить свой срок и вернуться домой. И как солдаты считают дни своей службы и с радостью думают о возвращении домой, так и христиане постоянно думают о конце этой жизни и о возвращении в свой Дом», – писал святитель Николай Сербский. ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ Обращаясь к угодникам Божьим с искренней молитвой, стараясь соответствовать их образу жизни (как правило жизнеописание того или иного угодника Божьего содержится в Житиях святых), христианин получает от святого определенную духовную помощь и поддержку.Наличие святых – для нас это в первую очередь доказательство возможности совершенной жизни. Это нравственный идеал, образец духовно здоровой личности, на который полезно равняться, стремиться совершенствовать себя убогого. Вот как мы должны относиться к личности святого. Только с благоговением и почтением мы можем просить его или ее помощи в умилостивлении Бога к нам грешным. Не для того святые угодники претерпевали страшные пытки и муки, не для того жертвовали своей жизнью, чтобы через пару сотен лет кто-то загадывал желания над их мощами. Святые даны нам Богом не как «золотые рыбки» для обслуживания людских капризов. Эти люди воплотили образ Христа в своей жизни и доказали нам, что Евангелие – есть руководство к жизни, а не просто книга древности, жить по которой недоступно простым смертным. Давайте будем помнить об этом и более трезво смотреть на свою жизнь, адекватно оценивать меру своих проблем и скорбей и соответственно – своих прошений… Штатный священник храма Святого Преподобного Сергия Радонежского, иерей Арсений Рощин

"Сельская новь" от 26 августа 2017 г. № 95 (13677)

Источник: sn-news.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях..

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования